Транзакционный скоринг для МФО или как снизить риски при выдаче кредита
В последние несколько лет разработка новых технологичных решений, позволяющих оценить кредитоспособность и вероятность дефолта заемщика, вызывает неподдельный интерес у микрофинансовых организаций. Скоринг клиента осуществляется разными способами: оценивается кредитная история и уровень дохода на момент получения заявки, запрашиваются данные из государственных информационных систем о налогах и имуществе в собственности, а также у мобильных операторов и пр. Все эти данные позволяют сформировать подробный портрет клиента и принять правильное решение о выдаче кредита.
27 ноября мы провели вебинар для микрофинансовых компаний совместно с коллегами из НСПК и компании «Финкарта», и рассказали о преимуществах транзакционного скоринга на базе продуктов НСПК. О чем шла речь?
Что такое транзакционный скоринг и зачем он нужен?
Транзакционный скоринг, также, как и любой другой, оценивает финансовое состояние клиента. Разница понятна из названия — работа ведется с данными платежной карты. Преимущество такого анализа заключается в оценке реальных поведенческих характеристик держателя карты, что дает возможность детальнее прогнозировать его платежеспособность и снижает риск мошенничества.
Надежны ли сведения?
Хорошая кредитная история не гарантирует стабильность заемщика. И наоборот, когда, доход потенциального клиента официально может быть скромным или заемщик обращается за кредитом впервые, история транзакций может доказать его кредитоспособность.
Система позволяет получить достаточно полный портрет финансового состояния клиента и его платежной дисциплины: где он покупает продукты и одежду, в каких местах отдыхает, часто ли летает и пр. Оцениваются суммы затрат, уровень магазинов, ресторанов и пр. Из всех этих данных складывается общая картина и чем выше уровень жизни клиента и его затрат, тем выше его скор-балл.
Транзакционный скоринг на базе платежной системы НСПК имеет, по крайне мере, одно неоспоримое преимущество. Сервис позволяет видеть карты одного человека сразу в нескольких банках и более точно оценивать его финансовое состояние.
На вебинаре наши эксперты рассказали о том, как на базе продуктов НСПК можно анализировать более 300 показателей и использовать накопленную сервисом информацию о заемщике, а также объяснили, как именно ведется работа с данными, кому и как их передают для оценки.
Какие скоринговые модели существуют?
Существует две модели: скоринг вероятности просрочки кредита и скоринг дохода. Обе работают в режиме онлайн, что позволяет оперативно получать данные и обрабатывать заявки клиентов. Офлайн режим также доступен для пакетной обработки данных. Модели адаптируются под конкретную компанию и есть возможность разработки индивидуальной улучшенной модели под задачи МФО.
Будет ли это полезно?
МФО, используя технологичные решения и скоринговые продукты, снижают свои расходы и риски по выдаваемым займам. Понять актуально ли использование сервиса на базе НСПК можно после ретро-тестирования системы. Для этого достаточно прислать историческую выборку, т.е. данные, которые можно будет проверить по собственной базе и сравнить с результатами транзакционного скоринга.
Подробнее о преимуществах решения и возможностях для бизнеса можно узнать на нашем вебинаре. Присоединяйтесь к просмотру.